НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ

Юрьев-Польский. Георгиевский собор.

Юрьев-Польский. Георгиевский собор.Сегодня городок Юрьев-Польский всего лишь районный центр во Владимирской области. Правда, и 750 лет назад он был скромным центром небольшого удела, принадлежавшего князю Святославу, сыну могущественного Всеволода III Большое гнездо.

Юрьев-Польский – городок (19 тыс. жителей) во Владимирской области, примерно в 200км от Москвы по Стромынке – древней дороге на Суздаль (ныне Щёлковское шоссе). Он расположен примерно в центре “малого Золотого Кольца” – по 50-70 километров до Владимира, Суздаля, Переславля-Залесского и Александрова, но именно поэтому сам остаётся едва ли не наименее известным городом на Золотом Кольце. Из Москвы одним днём сюда тоже не очень-то съездишь – расстояние немаленькое, расписание неудобное. И тем не менее, побывать здесь стоит: в Юрьеве-Польском сохранился Георгиевский собор, построенный перед самым нашествием монголов – пожалуй, самый необычный в Залесской Руси.

Юрьев основал в 1156 году Юрий Долгорукий – он вообще основал пару десятков городов в Залесье, и Москва среди них тогда даже не очень выделялась. Приставка “польский” пусть не вводит в заблуждение: ляхи не при чём, правильнее было бы Юрьев-Опольский, Юрьев-в-Полях – ведь здесь начиналось Ополье, лесостепной “остров” за непроходимыми окскими лесами. Тем более всяких Юрьевых в Древней Руси было немерено: Юрьевец на Волге, Юрьев под Киевом (ныне Белая Церковь), и даже эстонский Татрту – тоже бывший Юрьев. В 1212 году город с округой получил в удел Святослав, сын Всеволода Большое Гнездо. Изначально, по обычаю того времени, он взялся воевать с родными братьями за Владимир, но когда в 1216 году Владимирскому княжеству пришлось воевать с коалицией Новгорода, Смоленска и Ростова – вдруг вступился за старшего брата Юрия. Ту войну владимирцы всё равно проиграли, решающая Липецкая битва была как раз близ Юрьева, но Святослав оставался верен брату и участвовал в его войнах вплоть до битвы на Сити, где Юрий сложил голову. В 1246-48 годах Святослав всё-таки стал Великим князем Владимирским, но затем был изгнан, немного повоевал с литовцами и ушёл на покой. В общем, на редкость для тех времён положительный персонаж, даже причисленный к лику святых. И именно ему Юрьев-Польский обязан Георгиевским собором.

Оставив машины на центральной площади, мы поднялись на вал. В Юрьеве есть свой кремль – кольцо валов около 350 метров в поперечнике, в которое заключены Георгиевский собор и Михаило-Архангельский монастырь – главные достопримечательности города.

3.

Похожие статьи

Михаило-Архангельский монастырь также основал Святослав, за свою историю он разрушался не менее 4 раз, и нынешние его здания – 17-18 веков. Слева направо: собор Михаила Архангела (1792-1806), колокольня (1685-87), жилой корпус (1763), надвратная церковь Иоанна Богослова (1670), и наконец деревянная Георгиевская церковь (1718) из села Егорье, перенесённая сюда в 1960-е годы. Впрочем, о монастыре я подробнее расскажу в следующей части.

4.

С другой стороны вала – среднерусский уездный городок. Гранитный Святослав взирает на купеческие лавки:

5.

6.

Вид монастыря с другой стороны – в кадре ещё и Знаменская церковь с трапезной (1625):

7.

Левее виден здоровенный, громоздкий, да ещё и обезглавленный Троицкий собор (1909), из-за которого наша цель и выглядывает застенчиво:

8.

Прямо внутри кремля – огороды. В уездных городах, в земляных кремлях, это обычное дело:

9.

Улочка, ведущая к собору от задних ворот:

10.

Как уже говорилось, Георгиевский собор стал последним русским храмом перед Монгольским нашествием – заложенный в начале княжения Святослава, освящён он был в 1234 году, то есть за 4 года до битвы на Сити. Изначально он выглядел иначе – гораздо выше и сложнее, но… в 1452 году храм обрушился, и решать эту проблему в Юрьев послали Василия Ермолина – главного архиктора Московского княжества. Он в 1471 году провёл первую в истории России “комплексную реставрацию архитектурного памятника”, вот только методов научной реставрации тогда не знали, чертежей и обмеров не было, а многие фрагменты за 20 лет успели растащить люди – и как результат, получилось совсем не то, что было изначально. Собор стал примерно вдвое ниже, но главное даже не это…

11.

В белокаменном зодчестве Владимиро-Суздальской Руси была очень популярна каменная резьба – скульптуры, барельефы, орнаменты. Ими покрыта половина Дмитриевского собора во Владимире, они украшают церковь Покрова на Нерли, но апофеоза это искусство достигло в Юрьеве-Польском. Собор был покрыт фигурами и орнаментами почти целиком, и его убранство слагало цельную картину – то ли рассказ, то ли космогонию – и вот именно её-то восстановить не удалось: теперь собор – как чудом уцелевшие обрывки сгоревшей рукописи. Но он такой 550 лет из почти 800 лет своей истории…

12.

Особенно хорошо это видно на южной стене, к которой мы вышли – она сильнее всего пострадала от обрушения, и теперь фигуры на неё образуют живописный хаос. Но даже сами по себе эти фигуры потрясают!

13.

14.

Грифоны совсем вавилонские:

15а.

16.

Важнейшие сюжеты южной стены – Преображение Господне над окном:

17.

И Богоматерь Оранта на портале:

18.

Ещё тут есть такой экзотический сюжет, как Вознесение Александра Македонского – подобным барельефом украшен ещё и Дмитриевский собор во Владимире: почему-то в Древней Руси было популярно представление о Македонском как об этаком православном крестоносце, ну да впрочем что ж вы хотите от 12 века? Я этот сюжет не приметил, более всего похож мужик с распростёртыми руками в левой части кадра:

19.

Помимо скульптур, собор покрыт орнаментами, которые особенно хороши именно на углу – вероятно, угол меньше пострал от обрушения:

20.

А ведь кому-то не проблема опознать каждого из этих святых…

21.

Это уже западная стена:

22.

Здесь выделяются святые деисусного чина, раньше стоявшие в нишах аркатурно-колончатого пояса:

23.

Здесь самый интересный сюжет – “Семь отроков Эфесских”, о семи молодых христианах, которых римляне замуровали в пещере, где они проспали несколько веков, и вышли на свет живыми уже в православной Византии. Но этого сюжета я опять же не опознал.

24.

Немного фигур Ермолин встроил даже в барабан:

25.

Но в первую  очередь Георгиевский собор – это северная стена: она сохранилась целиком, до уровня аркатурно-колончатого пояса включительно, и сохранила свою сюжетную картину.

26.

Над входом в собор – Святой Георгий (Юрий), за ним – князья Владимирские:

27.

Именно княжеские фигуры – в нишах аркады:

28.

Тут, извините, я вспомнил всякую фэнтезю…

28а.

Лица впечатляют:

28б.

Звери – тоже:

29а.

20б.

Кстати, одна из достопримечательностей северной стены – слон, и своего рода игра многих у посещающих Юрьев путешественников – суметь этого слона найти. Скажу честно – это не просто: я его сам не приметил, а что он там есть – узнал лишь по возвращении. “Вот слона-то я и не заметил”, что называется…

29.

Есть тут и ещё пара опять же неузнанных мной сюжетов: “Даниил во рву львином”, “Три отрока в пещере огненной” – и в целом, всё вместе складывается в одну идею: “с нами Бог!”, богохранимость Владимиро-Суздальского княжества, то есть в перспективе – России.
А вот ещё интересный сюжет – буковки чуть левее лица. Можно отчётливо прочесть “Баку” – на самом деле это фрагмент имени главного зодчего, скорее всего Бакун или Бакум (Аввакум?). Кто он был и откуда, теперь уже никто не скажет, но есть во всём этом что-то азиатское, персидское, так что может и правда откуда-то оттуда? Всего же над собором работала артель из не менее чем 20 человек. Искусствоведы по “почерку” распознали авторства как минимум 11 разных скульпторов.

30а.

Ещё в собор можно зайти – 25 рублей билет, 100 рублей фотосъёмка. Смотритель – с виду обычный районный мужичок, но как оказалось, по крайней мере историю собора знает отлично. Росписи на потолке, по его словам, 1827 года… но главное – белые камни с барельефами, собранные археологами по окрестным огородам. Туристов в соборе много, снять кадр без 3-5 человек почти нереально – всё ж таки мы на “Золотом Кольце”…

30.

Важнейший из здешних камней – Святославов крест, главная святыня собора:

31.

32.

Немного о других храмах Владимиро-Суздальской земли – Рождественском соборе в Суздале и Дмитриевском во Владимире:

33.

Камни, камни, камни…

34.

35.

36.

36а.

Это был последний в Средней России домонгольский храм, которого я не видел. Ещё для знакомства со всем уцелевшим архитектурным наследием домонгольской эпохи мне не хватает нескольких церквей по окраинам Новгорода и собора в украинском Каневе. И всё же в Юрьеве я завидую специалистам-искусствоведам, которые наверное смотрят этот собор почти как фильм. Моих познаний в канонах церковного искусства явно непростительно мало…
Напоследок – ещё пара кадров с другой стороны вала:

37.

38.

Источник: https://varandej.livejournal.com/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 1 =

Кнопка «Наверх»