Далее идут общие сведения о геоглифах, из которых отметим, что имеются идеально прямые линии длиною более 12 километров. Также здесь появляются первые неточности. Например, говоря об уникальности геоглифов Наски, автор упоминает лишь размах явления, не давая никакой возможности его оценить. А в остальном, якобы, в геоглифах нет ничего не обычного. И это – чистая манипуляция, потому что, это далеко не так.
Во-первых, нигде нет геоглифов из прямых линий, по крайней мере, в таком количестве. Во-вторых, нигде нет такого способа исполнения, и нигде нет такой феноменальной точности. Ну и конечно – масштаб, который, кстати, на сегодняшний день, уже не уникален. Так как недавно были обнаружены геоглифы в Сахаре, которые занимают площадь, уже более 1 миллиона квадратных километров. Но об этом, Юлия, наверняка, просто не слышала.
Таким образом, геоглифы Наски – полностью уникальный объект, аналогов которому, кроме занимаемой площади, в мире нет.
Далее, разумно употребляя слова вероятно и возможно, Юлия говорит о датировке, которую дают Пол Косак и Мария Райхе, якобы основываясь на радиоуглеродном анализе колышков, который появился только 1950 году. Но это, ладно. Вызывает сомнения сам факт датировки по каким-то нескольким колышкам, которые, якобы, были вбиты на изгибах линий. Если это и так, то – это единичные случаи, и совершенно неизвестно, кто и когда их туда вбил. Т.е. ни о какой массовой разметке, тем более колышками, нет вообще никаких сведений.
Сегодня геоглифам Наски дают не менее 2-х тыс. лет. Так же достоверно известно, что линии наносились слоями в разное время. Вот, это всё, что мы имеем по датировке геоглифов. Таким образом, на самом деле, никто точно не знает, сколько им лет. Ясно одно, – что это очень древний объект.
Далее, идёт рассказ о возникновении одной из космических версий, к которой учёные относились с юмором, и которая возникла у них на ассоциациях, что само по себе, уже говорит о многом. И как впоследствии выяснится, – не зря. Линии Наски, всё-таки имеют отношение к полётам, но в несколько ином смысле.
Затем, в рамках космической версии, в качестве авторов геоглифов, упоминаются инопланетяне, в следующем контексте, – раз я этого не могу сделать, то кто ещё, конечно, – инопланетяне. Выглядит комично, и появляется главный паттерн всех ортодоксальных историков – «не надо недооценивать древних», который идёт красной линией через весь фильм. И, который, по сути, является единственным обоснованием утверждения Юлии Большаковой, несомненного «специалиста» по геоглифам Наски, и ещё в множестве других областей, что линии и рисунки в пустыне были созданы людьми.
Но, оставим инопланетян в покое, и посмотрим на сам паттерн. Манипуляция здесь в том, что никто и не говорит, что древние были глупыми или мыслили как мы. Конечно, они были другими, и, конечно, были способны на многое, особенно если владели некими сакральными знаниями. Но тут дело в другом, в том, что существуют законы физики, существуют расчёты, технические параметры, которые при всём желании, не позволяют приписать авторство геоглифов Наски одноимённой цивилизации, проживавшей на этой территории в те времена.
Тут, либо-либо. Либо геоглифы сделали не аборигены, либо они нарушали все известные нам законы. И степень их развития и образ мышления, здесь совершенно не причём, если это чисто техническая проблема даже для нас. Подробнее об этом поговорим немного ниже.
Далее, сообщается, что инопланетную версию подхватил настоящий жулик Эрих фон Дэникен, который имел неприятности с законом. А раз так, то всем сразу становится понятно, что разговаривать тут вообще не о чем. Остаётся лишь выяснить, как и зачем древние индейцы это сделали. И для Юлии Большаковой, данный вопрос, вообще не проблема, – уверяет она.
Что касается псевдонаучных спекуляций и выборки фактов, которыми, якобы, злоупотреблял фон Дэникен, то именно этим, на протяжении всего фильма, Юлия и занимается, подгоняя под свою версию одни факты, соответствующие её утверждениям, и совершенно игнорируя другие, – не соответствующие им.
На самом деле, выборка фактов, – всего лишь один из методов исследования. Берётся одна из гипотез, и выбираются факты ей соответствующие и не соответствующие. Потом делается анализ. Так что, Дэникен просто сказал, – если предположить, что линии Наски были связаны с полётами, то этому соответствуют такие-то и такие-то факты. А жулик он или нет, здесь абсолютно не причём.
Разгром Дэникена заканчивается упрёком за его вклад в популяризацию геоглифов, который, лучше бы он не делал, и косвенным обвинением в уничтожении их части, к чему он уж точно не имеет отношения. Но оставим нелепые заявления, и обратим внимание на другое, гораздо более важное обстоятельство. А именно, на информацию о том, что, оказывается, геоглифы можно легко уничтожить, просто осматривая их с земли. Сообщается, что даже обычные следы людей здесь остаются навсегда, не говоря уже о следах повозок или машин. Запомним этот момент.
Рассказывая о Марии Райхе, Юлия не упомянула о том, что Мария Райхе – непосредственный исследователь геоглифов, мнению которого можно смело доверять, называла линии Наски – замороженной математикой, понимая, – что линии, несущие в себе геометрический смысл, взаимосвязаны, и представляют собой единый комплекс. Но об этом обстоятельстве вообще нигде и никогда не говорится. Т.к. – оно само по себе является очевидным и неоспоримым доказательством невозможности создания линий Наски людьми не обладающими продвинутыми технологиями и геодезическими знаниями.
Представьте себе площадь 70 на 70 километров, плотно изрисованную идеальными многокилометровыми линиями, которые взаимосвязаны, и представляют собой единый комплекс объектов. Если это признать, то все версии о создании геоглифов древними аборигенами испаряются сами собой.
Между тем, тому, что линии в пустыне Наска представляют собой единый геометрический комплекс взаимосвязанных объектов, есть прямые и очевидные доказательства.
Далее следует ярчайший пример «псевдонаучной спекуляции, базирующейся на неполных или неточных фактах». Рассуждая о простоте изготовления линий, Юлия элементарно передёргивает, говоря о 15-ти сантиметровой глубине линий. Да, такие линии, конечно, есть, и их немало. Ширина таких линий немногим больше, или меньше метра. Но ведь также есть и огромное количество линий, ширина которых несколько метров, есть множество линий шириной больше 10, и даже 20 метров. Есть гигантские геометрические фигуры, площадью сотни квадратных метров. Глубина таких линий уже не 15 см, а больше полуметра. И, конечно, никаким разгребанием камней в стороны, сотни километров таких линий не сделать.
Это миллионы тонн каменистой породы, вынутые, и исчезнувшие, буквально, в неизвестном направлении, т.к. никаких следов от них не осталось. Весь вынутый грунт, как будто испарился, возможно, в прямом смысле этого слова. Как предполагает Алла Белоконь – ещё один многолетний исследователь геоглифов Наски, линии могли быть нанесены силовым лучом, который либо дробил, либо испарял верхний слой грунта.
И здесь, самое время, вспомнить о следах воздействия на грунт, которые остаются в пустыне Наска навсегда. Задумайтесь, если даже породу как-то вывозили, или выносили, неважно, то вся прилегающая местность была бы за столько веков строительства, на таких расстояниях, так затоптана и заезжена, что сами геоглифы, которые явно создавались для обозрения с высоты, потеряли бы всякий смысл, т.к. они просто затерялись бы среди бесчисленных тропинок и дорог.
Но, похоже, что с момента создания, вплоть до наших дней, геоглифы на плато Наска особо никого не интересовали. И никаких преданий о столь грандиозном строительстве в культуре индейцев не сохранилось.
В невозможности столь масштабного строительства без повреждения прилегающей территории, заключается ещё одно из самых простых доказательств того, что люди, особенно без специальной техники и механизмов, никак не могли создать геоглифы Наски. Малым количеством людей их не сделать, большое количество, – всё затопчет.
Простые расчеты показывают, что даже если делать три-пять многокилометровых линий в год, на это уйдут тысячи лет. И то, при условии, что вся, и так не многочисленная цивилизация, будет заниматься только линиями, бросив все остальные дела. И, всё это при изнуряющей жаре в безжизненной местности.
И опять, как можно заметить в данном случае, степень развития древних здесь абсолютно не причём. Просто, банально не хватает людей для такого грандиозного строительства. Вдумайтесь, только до места работы надо ежедневно как-то добираться тысячам людей, преодолевая десятки километров по безводной пустыне. Или необходимо жить прямо на работе, непосредственно в линиях, изо дня в день, выполняя тяжелейший труд.
Ради чего? Ради мифических Богов, ради источников воды, местонахождение которых и так все знают, ради звёзд? Сотни лет изнурительного труда, ставящего на грань вымирания саму цивилизацию, которой и так не сладко живётся в пустыне?
Нет такой разумной человеческой цели, которая сподвигла бы людей на создание такого грандиозного объекта, без реальной отдачи. Тем более, – ради эфемерных предположений. Никогда человек не будет ничего делать без четкой и определённой цели, без понимания ради чего он всё это делает, особенно на протяжении сотен лет. Представляете как надо замотивировать всю примитивную цивилизацию, чтобы она трудилась без остановки на протяжении сотен лет не покладая рук?
Продолжая разговор о методах создания линий, Юлии стоило бы также упомянуть, что существует огромное количество линий, созданных по совершенно иной технологи, ещё более трудоёмкой. Кроме непосредственно расчистки самой линии, её края на всём протяжении обозначены небольшими, несколько метров в диаметре, кучами камней из массивных валунов. А иногда, линии, или геометрические фигуры, состоят только из таких кучек. И вот именно этот метод создания изображений, уже не уникален, он также характерен для геоглифов на Аравийском полуострове и геоглифов Сахары.
При относительно небольшом размере таких кучек, их – тысячи, если не десятки тысяч. А это ещё, сотни тысяч тонн, уже валунов, собранных на огромной площади и уложенных в аккуратные кучки, в строго определённых местах. Кроме того, надо сказать и о том, что практически все крупные повороты и изгибы линий обозначены подобными кучками – точками, а не какими-то колышками. Плюс, существуют тысячи отдельных кучек разного размера, обозначающих обособленные центры, которые при помощи линий связаны с другими центрами, и на которые указывают продолжения других линий.
В общем, основная манипуляция в области создания геоглифов Наски заключается в том, что люди далёкие от этой темы, просто не могут себе представить всю грандиозность данного объекта и фантастический, даже по современным меркам, объём выполненных работ. А такие блогеры, как Юлия Большакова, этого просто не объясняют, вводя в заблуждение несведущих людей голословными утверждениями о, якобы, простых методах строительства.
Далее, Юлия сообщает, что поскольку сегодня доступ на плато Наска закрыт, геоглифы можно увидеть только с самолёта. Заметьте, не потому, что в полном объёме линии можно увидеть только с большой высоты, а потому, что доступ закрыт. И для закрепления этой ассоциации добавляет, что, на самом деле, геоглифы видны не только с самолёта, но и с многих других мест, надо просто знать, откуда смотреть. Да, это, несомненно, так. Некоторые отдельные объекты действительно видны с некоторых близлежащих холмов. Но их так мало, и их так плохо видно, что говорить, о предназначении геоглифов для наблюдения с гор, просто бессмысленно.
Может быть, 1-2 процента линий, некоторые рисунки, и можно увидеть таким способом, но, что делать с остальными десятками тысяч километров линий, увидеть которые в полном объёме можно только с очень большой высоты. Вот так, простым замалчиванием фактов и смещением акцентов подвергается сомнению версия о предназначении геоглифов для наблюдения с высоты.
Следующий эпизод знакомит нас непосредственно с культурой Наска, – не такой древней, не такой продвинутой, но очень своеобразной. Показываются мумии, вытянутые черепа и другие «ужасы», как доказательство неординарного мышления древних людей. И на этом делается основной акцент. Всё для донесения основной мысли – вот посмотрите, какие они другие, откуда мы знаем, что у них было в голове, как они мыслили, какие у них были цели, и… оп-ля, – зачем им понадобилось создавать геоглифы. Вот и связалось то, что никак не связано. Задумайтесь, как связаны своеобразие небольшой культуры и физическая невозможность создания такого гигантского объекта, как линии Наска, в её рамках. Мне лично, – непонятно.
Что касается вытянутых черепов, то здесь мы опять наблюдаем прямое искажение фактов, и манипулирование ими. Дело в том, что после многочисленных независимых исследований этих черепов, было многократно доказано, что они не подвергались никакому механическому воздействию. Они так выросли. В этом и заключается их необычность. Если бы были обнаружены следы механического воздействия, об этих черепах все уже давно бы забыли, но они продолжают привлекать к себе внимание научной общественности. Более того, есть исследования, которые показали, что ДНК некоторых мумий, скажем мягко, значительно отличается от человеческой, что некоторые мумии имеют другое количество пальцев и т.д. Одним словом, с мумиями всё далеко не всё так просто, как у Юлии Большаковой.
Подобие рисунков на керамике Наска, рисункам на плато, также ни как не доказывает, что эта культура была создателем геоглифов. Гораздо разумнее предположить, что древние аборигены, увидев некоторые изображения в пустыне, перенесли их на свои изделия. Но Юлия продвигает другую связку – раз рисунки похожи, значит геоглифы, создали индейцы.
Сравнение антропоморфной фигуры на холме в Наске с сеятелем О. Бендера, на том основании, что индейцы ели кукурузу и батат, – просто шедевр, комментировать который бессмысленно.
Что касается деревьев, которые якобы массово вырубали индейцы, то может они их где-то и вырубали, но только не на плато Наска, где никогда ничего не росло, и свидетельств этому нет. Т.е. опять, это никак не связанные события. Но у Юлии получается, что сначала местность превратили в пустыню, а потом создали геоглифы.
Далее автор видео, обосновывая способности древних, переходит к ещё одной непостижимой загадке плато Наска – подземным гидротехническим сооружениям, которые она, демонстрируя знание правильного произношения, называет акведуками, без малейшего сомнения приписывая их создание аборигенам. Эти сооружения – действительно представляют собой верх инженерной и технической мысли. Хотя бы потому, что как правильно заметила Юлия, они исправно действуют, по сей день, уже на протяжении столетий.
От акведуков Юлия Большакова плавно переходит к версиям о предназначении геоглифов, называя гидротехническую версию – крепкой. Поэтому, её сначала и рассмотрим.
По этой версии, некоторые линии указывают на расположение источников воды. Или, как говорит Юлия Большакова, – направления движения воды. Сразу возникает резонный вопрос, – зачем? Если древние индейцы смогли построить сотни километров сложнейших гидротехнических сооружений, затратив на это неимоверное количество усилий и времени, то, наверно, они и так знают, где расположены акведуки, и куда текут подземные реки. И уж точно, ради этого никто не будет затрачивать такой титанический труд, какой потребовался для создания геоглифов Наски.
Опять же, возможно, некоторые линии указывают на какие-то источники, но что делать с тысячами других линий, которые ни на что не указывают? Но логика здесь такая: Раз некоторые линии на что-то указывают, значит, и другие могут на что-то указывать. Просто мы не знаем на что. А поскольку мышление аборигенов нам не понять, то и думать тут не о чем.
И в этой версии, и в астрономической, к которой мы ещё вернёмся, как совершенно верно замечает Юлия, присутствует фактор случайности. Линий настолько много, что некоторые линии в любом случае будут на что-то указывать. И это действительно так.
Религиозная версия, также не выдерживает никакой критики. Хотя бы потому, что двигаясь даже по отдельным линиям, адепты неизбежно затоптали окружающее пространство, а сами линии за столетия превратились бы утоптанные дороги. Но ничего подобного мы не наблюдаем. И никаких свидетельств о столь масштабной и необычной религии также не сохранилось.
И как уже говорилось, никакой, даже самый изощрённый ум, не будет затрачивать такие колоссальные усилия ради эфемерной цели, не приносящей реальной пользы. А если уж говорить о религиозных целях, то достигнуть их можно гораздо более простыми способами. Что собственно, мы и наблюдаем у всех остальных народов, которые прошли путь от простых идолов и капищ до возведения храмов. И никому даже в голову не приходило размечать сотни квадратных километров идеально прямыми линиями.
Астрономическая версия, и связанная с ней версия ориентирования, заслуживают большего внимания. Поэтому остановимся на них подробнее.
Утверждается, что некоторые линии указывают на точки восхода солнца в дни солнцестояний. И в случае, если геоглифы представляют собой некий геометрический комплекс, то небольшого количества специально ориентированных линий, вполне достаточно, чтобы привязать к ним другие линии, задав, таким образом, астрономически привязанную систему отсчёта. Это как стрелочка «Север» на карте, которая ориентирует все остальные линии.
Более того, в ходе непосредственных измерений азимутов линий в программе Google Earth выяснилось, что ориентация огромного числа линий, отдельных сторон фигур и многих других объектов соответствует сторонам света. Есть линии в точности, сориентированные по направлению север – юг, восток – запад, северо-запад и т.д. Есть множество линий, ориентация которых точно соответствует углам правильных геометрических фигур. Т.е. линии сориентированы по азимутам 20, 30, 36, 60, 72 градуса и т.д. Это углы, отсчитанные от направления на север, которые при помощи правильных геометрических фигур, также позволяют определять стороны света.
Версия ориентирования наиболее полно отражает предназначение геоглифов Наски. Да, они предназначены именно для ориентирования, т.е. – навигации, но только не в масштабах пустыни, а в масштабах всей планеты Земля, а может быть, и не только.
По сути, линии Наски – это полётная карта над нашей планетой, которая и визуально, и по методу отображения похожа на современные полётные карты. Те же азимуты, те же направления между объектами.
На сайте geolines.ru уже давно опубликована информация о том, что на Земле существует Система древних монументальных сооружений (СДМС), состоящая из самых разных и масштабных объектов прошлого, возведённых в строго определённых местах планеты, по определённому принципу. Эта система, охватывающая весь Земной шар, и нашла своё графическое отражение в пустыне Наска. И это, – единственная по важности цель, которая может оправдать столь масштабное строительство.