|
В этой части рассмотрим ориентации древнерусских храмов, расположенных в Великом Новгороде. Начнём с того, что Господин Великий Новгород – один из древнейших русских городов, лежит на меридиане Великой пирамиды, даже точнее, чем Санкт-Петербург, с погрешностью 0.26° (примерно 8 км). Это значит, что в Великом Новгороде, направление на Юг, всегда будет направлением на Великую пирамиду, с указанной погрешностью.
|
В городе сохранилось довольно много старинных храмов, которые также сориентированы по углам правильных геометрических фигур. Одним из древнейших, является Собор Софии Премудрости Божией, или просто Софийский собор. Храм сориентирован по азимуту 36°/126°, который соответствует углу пентаграммы. На изображении ниже, 5-угольник сориентирован по сторонам света и выровнен по краю крыши. Вертикальная ось пентаграммы, – это направление на Север и Великую пирамиду. |
Планировка Софийского собора соответствует и гексаграмме, и пентаграмме.На первом изображении слева, нижняя, горизонтальная грань пентаграммы совмещена с внешней границей фасадной стены, а вторая горизонтальная линия, выровнена по границе прямоугольной части храма. При таком масштабе, полукруглые алтарные части оказываются вписанными в угол пентаграммы, а пересечения отмечают вертикальные границы внутренних и внешних стен храма, также как и некоторые горизонтальные границы.
На втором изображении ниже, пентаграмма, в этом же масштабе, просто перемещена вниз так, чтобы горизонтальная линия совпадала со второй стеной от алтаря. При этом весь собор оказывается вписанным в окружность пентаграммы, а диагонали засекают границы полукруглых частей храма. |
|
|
В конце XII века новгородские владыки вели полномасштабное строительство. Церковь Спаса на Нередице, построенная в 1198 году князем Ярославом Владимировичем, стала последней дворцовой княжеской церковью Новгорода. Ныне является объектом под охраной ЮНЕСКО. Храм сориентирован по азимуту 60°, и соответствует углу гексаграммы.
|
Планировке этого храма уделим немного больше внимания. Как и следовало ожидать, храм спроектирован в пропорциях правильных фигур – гексаграммы и пентаграммы.
На изображении слева, прямоугольник гексаграммы выровнен по ширине церкви без выступов, и совмещён с внешней границей фасада. При этом, выступающая алтарная часть оказывается вписанной в пересечение диагоналей, а центральная горизонтальная линия отмечает нижние границы первых колонн. Границы внутренней стены алтаря, отмечены пересечением диагоналей, также как некоторые углы храма.
Поскольку ориентация храма соответствует углу 60°, направление на север, также легко определяется при помощи гексаграммы. Для этого надо просто сложить её пополам, по вертикальной оси, и приложить к стене церкви. |
На левом изображении ниже, храм вписан в окружность, внутри которой построена гексаграмма. В этом случае, верхняя горизонтальная грань, отмечает границы двух плугруглых частей, а центральная линия отмечает нижнюю границу боговых проёмов. При этом, ширина прямоугольника гексаграммы, совпадает с внутренней шириной церкви, а наклонные грани проходят через углы выступающих частей.
На правом изображении, эта же гексаграмма выровнена по верхней границе боковых проёмов. В этом случае, нижняя граница прямоугольника отмечает границу внутренней стены фасада, а пересечения диагоналей – границы квадратных колонн и внутренних полукруглых частей.
|
Если на планировку церкви наложить пентаграмму, в масштабе, при котором храм будет вписан в её окружность, то пересечения диагоналей будут отмечать границы квадратных колонн.Если повести линии, параллельные верхним граням пентаграммы, т.е. под углами 54° и 126°, то обнаружится, что углы внутренних элементов храма лежат на этих линиях. |
На следующем изображении, масштаб верхней пентаграммы выбран так, что её нижняя грань совпадает с внешней шириной храма без выступающих элементов. При этом пересечения диагоналей с верхними гранями отмечают границы внутренних стен церкви. Внутренние границы больших квадратных колонн, также соответствуют пересечениям диагоналей 5-угольника.
На нижнем изображении, ширина нижней грани взята по ширине храма с выступающими элементами, и выровнена по внешней границе фасада. При этом выступающие алтарные части, оказываются вписанными в верхний угол пентаграммы, а большая горизонтальная линия отмечает границы колонн перед алтарём. Внешние углы выступающих колонн алтаря, также как и некоторые другие углы церкви засекаются диагональными линиями пентаграммы.
Планировка Церкви Спаса на Нередице очень хорошо демонстрирует, как при помощи правильных геометрических фигур можно проектировать подобные сооружения. |
Еще один древний храм – Преображенский собор, 1198 года постройки, расположен неподалёку от Новгорода в городе Старая Русса. Храм сориентирован по азимуту близкому к 36 градусам, и соответствует углу пентаграммы.
|
В пригороде Великого Новгорода, на территории Николо-Вяжищского ставропигиального женского монастыря, находится Соборная церковь Николая Чудотворца и Евфимия Вяжищского. Храм был построен в конце 17 века и сориентирован по азимуту, близкому к углу пентаграммы – 72°.
|
Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове была построена в 1292-1294 годах. Это единственная сохранившаяся церковь древнего Неревского конца. Храм был построен на месте более древнего, разрушившегося строения.
Храм сориентирован по азимуту 36°, что видно по коньку крыши, если его совместить с пентаграммой.
|
В Новгороде есть ещё одна Церковь Фёдора Стратилата, только на Ручью. Этот храм был построен примерно в 1360 году по заказу посадника – Василия Даниловича. В интерьере сохранилась фресковая живопись 14-го века, выполненная новгородскими мастерами. Церковь Фёдора Стратилата на Ручью, долгое время служила образцом при строительстве других храмов не только в Новгороде, но и в других княжествах русской земли.
Этот храм, также сориентирован по азимуту пентаграммы – 108°, что хорошо видно на изображении ниже.
|
Рассмотрим планировку древней части этого храма.
На левом нижнем изображении, план церкви вписан в окружность, внутри которой построена пентаграмма. При таком масштабе, пересечение диагоналей с верхними гранями отмечает границу квадратной части храма, а другие грани проходят через внутренние углы выступающих элементов. Направление на Север отмечено выемкой в правой стене, там, где начинается лестница.
На втором изображении справа, нижняя горизонтальная грань пентаграммы совмещена с границей внешней стены фасада, а большая горизонтальная линия выровнена по границе квадратных колонн перед алтарём. При таком масштабе, полукруглая алтарная часть и углы церкви, оказываются вписанными в верхний угол пентаграммы, а диагонали проходят через нижние внутренние углы храма.
|
Соответствие планировки храма пропорциям гексаграммы также очевидны. На изображении слева, ширина прямоугольника гексаграммы взята по внутренней ширине храма. При этом, длина прямоугольника оказывается всей длиной храма, а диагонали проходят через углы алтаря и колонн. |
На следующем изображении, гексаграмма, в этом же масштабе, совмещена с внутренней стеной фасада. В этом случае, центральная линия гексаграммы отмечает границы квадратных колонн возле алтаря, а диагонали проходят через внутренние углы алтаря и внешние углы церкви. |
В принципе, этот же масштаб соответствует окружности описывающей храм, но при этом прямоугольник гексаграммы немного уже внутренней ширины храма.
Гексаграмму можно масштабировать по-разному, и пропорции храма, всё равно будут соответствовать отношениям её элементов.
|
В устье реки Мсты, неподалёку от Новгорода, расположена ещё одна древняя церковь – Николы на Липне, построенная в 1290 году. Это единственная сохранившаяся постройка древнего Липенского монастыря. При строительстве церкви впервые была применена новая строительная техника – кладка из волховской плиты на растворе извести с песком, которая будет преобладать в Новгороде до конца 15 века.
Церковь была расписана, но роспись полностью погибла в Великую Отечественную войну, вместе с храмом, который был почти до основания разрушен. После войны церковь восстановили в первоначальных формах. Ориентация храма близка к значению 110°, и соответствует углу 9-угольника нонагона. |
Планировка церкви, является классической и очень похожа на предыдущий храм – церковь Фёдора Стратилата. И также соответствует пропорциям гексаграммы и пентаграммы.
На изображении слева, на планировку церкви Николы на Липне, наложена гексаграмма, так, что ширина её прямоугольника соответствует внутренней ширине храма. Остальные закономерности перечислять бессмысленно, их много, и они очевидны. Только один центр чего стоит.
Изменяя масштаб, можно увидеть, что планировка храма продолжает соответствовать пропорциям гексаграммы, только другими способами. На первом изображении ниже, план церкви вписан в окружность гексаграммы, а на втором, – за масштаб взята внешняя ширина храма, по выступающим элементам. Как говорится, комментарии излишни. |
Изменяя масштаб, можно увидеть, что планировка храма продолжает соответствовать пропорциям гексаграммы, только другими способами. На первом изображении ниже, план церкви вписан в окружность гексаграммы, а на втором, – за масштаб взята внешняя ширина храма, по выступающим элементам. Как говорится, комментарии излишни.
|
Перейдём к 5-угольнику. На изображении справа, нижняя грань пентагона выровнена по фасадным углам, и соответствует ширине церкви по внешним стенам. Все остальные закономерности получаются автоматически. Пентаграмма отмечает границы и толщину стен, диагонали проходят через алтарные углы, а их пересечения, обозначают диаметр центральной окружности купола. |
Для того, чтобы понять, как одна и та же планировка может соответствовать разным геометрическим фигурам, на изображении слева, на план церкви одновременно наложены гексаграмма и пентаграмма. Пересечения элементов этих фигур за пределами храма, однозначно говорят, о соответствии планировки церкви Николы на Липне, правильным пропорциям.
ОТКТЫТЬ ФАЙЛ в Google Earth
|
|
|